Прогнозирование и регулирование макроэкономических показателей регионов РФ

Прогнозы социально-экономического развития содержат количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

К общенаучным логическим методам относятся методы индукции и дедукции. В макроэкономическом прогнозировании метод индукции применяется для получения вероятностных суждений при недостаточной информационной базе, т.е. при отсутствии длинного ряда статистических данных. Метод же дедукции используется главным образом для определения стратегии прогнозных явлений.

Когда отсутствует достаточная теоретическая база (обоснование) развития объекта (если, например, речь идёт о принципиально новой отрасли), широко используются методы экспертных оценок. Их применение оправдано также в тех случаях, когда отсутствует репрезентативная и достоверная статистика характеристик объекта, существует большая неопределённость (например, политическая) среды функционирования объекта, при прогнозировании социально-экономических объектов (отраслей), подверженных сильному влиянию НТП, а также при проведении прогнозирования в условиях дефицита времени или наличия экстремальных или не подающихся количественному анализу факторов.

Групповые экспертные оценки основываются на коллективном мнении экспертов о перспективах развития объекта или процесса, о повторяемости тех или иных явлений в экономике и т.п. При этом широкий обмен мнениями позволяет получить более адекватный макроэкономический прогноз. Отбор экспертов в обоих случаях осуществляется обычно на основании количества публикаций на заданную тему, либо субъективного решения заказчика или генерального исполнителя прогноза.

Для изучения закономерностей экономического развития на макроуровне обычно применяется экономико-математическая модель – система формализованных отношений, описывающих наиболее существенные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему, где используются главным образом математические методы.

Моделирование всё шире применяется для разработки макроэкономических прогнозов, став необходимым набором инструментов для создания адекватных прогнозных моделей изучаемых объектов и процессов. При этом его главным преимуществом является возможность выявить причинную обусловленность параметров объекта и дать функциональную, точечную и интервальную их оценку. Поэтому именно моделирование часто признаётся наиболее эффективным методом прогнозирования.



В то же время, в методологическом плане, важным является понимание того, что прогноз должен быть ориентирован не на безусловное его осуществление (предсказание), а на всемерное и постоянное содействие оптимизации принимаемых решений и росту их эффективности. Вследствие этого лишь сбалансированное и взаимодополняющее применение различных методов (так как они не столько противостоят, сколько дополняют друг друга) позволяет достичь удовлетворительных результатов в практике прогнозирования и способствовать достижению целей макроэкономического прогнозирования, определённых в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Прогнозирование и планирование региональных и социально-экономических показателей

в настоящее время возрастает роль регионального прогнозирования и планирования развития социально-экономических систем. В качестве основной цели здесь рассматривается обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики, принятия грамотных управленческих решений. Также ставится задача по сокращению разрыва в уровнях социально-экономического развития регионов. При этом особое внимание уделяется перспективам развития депрессивных территорий с низким экономическим потенциалом и высоким уровнем безработицы. Для этого применяется практика создания «точек роста» в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, технопарков, свободных экономических зон.



В целом под государственным регулированием экономики мы будем понимать целенаправленную деятельность соответствующих органов власти, которые посредством различных способов, приемов и методов, в том числе прогнозирования, планирования и программирования, способствуют достижению поставленной цели и решению важнейших экономических и социальных задач на каждом из временных этапов развития.

Планирование как одна из форм государственного регулирования используется практически во всех странах.

Наряду с таким важным методом регулирования, как прогнозирование, в практике государственного воздействия все большее внимание отводится прогнозированию, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования, так и как научно-аналитическая стадия планирования.

Прогнозирование, по мнению Антоновой Н.Б., - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения

Вероятностный характер прогнозов позволяет делать выводы о возможном состоянии экономического и социального развития территории в будущем, об альтернативных путях его движения, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование рассматривается как обязательный атрибут перспективного планировании, как его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно-обоснованные перспективные планы экономического и социального развития.

Социально-экономическое развитие региона отражает относительную обособленность региона как участника рыночных отношений, региональные ресурсные ограничения, уровень государственного регулирования, исторически присущую региональную специфику хозяйственной деятельности. В существующих условиях экономики эффективность развития региона во многом определяется способностью согласовывать цели функционирования двух главных звеньев территориально-производственного комплекса - организации и региона

В планах отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз же представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития региона на определенный период с указанием основных прогнозируемых показателей

Следует отметить, что одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Поэтому прежде, чем более подробно рассмотреть процесс и структуру анализа, следует уделить внимание системе показателей, на основании которых и оценивают уровень социально-экономического развития региона.

На практике, как правило, используется не отдельно взятый показатель, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга показателей. Важно помнить, что при формировании такой системы, показатели должны отвечать определенным требованиям, таким как обоснование сущности и содержания объекта исследования (процесса, явления); комплексное отражение особенностей объекта соответствующего уровня иерархии; соответствие целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики; ориентация на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства; гибкость и адаптивность, наличие методологического единства и сопоставимости с показателями учета и статистики.


5224966039140509.html
5225018438143729.html
    PR.RU™