Наречение имени младенцу

"Молитва во еже назнаменовати отроча приемлющее имя в 3-й день" после рождения.

Эта молитва очень древняя. При произнесении этой молитвы, младенцу нарекается имя, но в самом тексте этой молитвы нет речи о наречении имени, а есть только речь о имени Христовом (т.е. о наименовании "христианин") и молитвенная просьба к Богу, чтобы это имя Христово пребыло "неотреченным" на рабе его т.е. чтобы он никогда не впал в грех отречения от Христа.

Кто выбирает имя ребенку?

Выбор имени всегда предоставляется родителям, а не священнику. Теперь имя ребенка регистрируется родителями в ЗАГСе, поэтому священник при чтении молитвы на наречение имени не должен без крайней надобности менять того имени, которое выбрано родителями и внесено в свидетельство о рождении.

Обычай давать имя в честь святого весьма похвальный обычай. Св. Иоанн Златоуст в беседах на книгу Бытия, изъясняя религиозное значение имен ветхозаветных патриархов, отрицательно отзывается об обычае того своего времени давать имена случайные, какие придется, в честь деда или прадеда, и рекомендует родителям давать детям имена мужей святых (Беседа 21). Впрочем, в правилах Церкви нет категорического требования, чтобы имя ребенку давалось непременно в честь святого. В то время, как в Русской церкви в общем строго держатся обычая называть ребенка именем святого, в других православных церквах, например в Болгарской, Румынской, Греческой, соблюдение этого обычая не считается строго обязательным.

Не следует нарекать младенцам имена трудно произносимые, тяжелые и неприятные для русского уха, хотя они принадлежат св. угодникам Божиим и достойны благоговения, но не понятные для нашего русского народа, так как взяты из других языков. К таким именам относятся — Пуд, Лупп, Акакий, Дула, Псой, Голиндуха, Пигасий, Урван и другие.

Никогда не дается имя “Иисус”, которое является самым священным для христианина, как принадлежащее не человеку, а Спасителю

Имя “Мария” дается не в честь Пресвятой Девы Марии, а в честь святых жен, носивших это имя (прп. Мария Египетская, св. Мария Магдалина и проч.).

Если святые имели два имени, то можно в честь этих святых давать одно из них (Владимир-Василий, Ольга-Елена, Борис-Роман и т.д.).

Ввиду того, что в Русской Православной Церкви. (а так же в других славянских Православных Церквах) имела место практика перевода иностранных имен святых на русский язык (Вера, Надежда, Любовь и др.) для удобства произношения и запоминания, возможно в настоящее время давать такие имена, которые имеют два произношения. Например, Фотиния — Светлана, Георгий — Юрий, Виринея — Вероника, Хриса — Злата, Марина — Маргарита и проч.



В случае ошибки при наречении имени, когда ребенку дано имя, не отвечающее его полу, можно переменить имя. Если это производится до крещения, то необходимо снова прочитать молитвы на наречение имени и при этом назвать новое правильное имя.

Если же представляется необходимость переменить имя по какой-нибудь уважительной причине после крещения (если дано имя, не соответствующее полу, или неправильное, или неудобопроизносимое), то по мнению митр. Филарета Московского, в таких случаях лицо, которому нарекается новое (правильное) имя, должно исповедоваться и причаститься Св. Тайн (а если это младенец, то только причаститься) и при этом священник должен именовать его новым именем (никаких молитв при этом не читается). Но, если есть возможность - лучше прочитать молитву из чина крещения “во еже назнаменовати отроча”.

Молитва на наречение имени находится в требнике (во 2-й главе).

Ее положено читать в 8-й день по рождении ребенка в память того, что и в ветхом Завете наречение имени, соединявшееся с обрезанием младенца, происходит в 8-й день по его рождении.

Однако в практике у нас этого не придерживаются и наречение имени совершают в любое время (до крещения), чаще всего приурочивают его к крещению, а именно: молитву на наречение имени читают в начале всех тех молитвословий, которые предшествуют крещению (перед молитвой "во еже сотворити оглашенного").

Равным образом в практике редко соблюдается указание требника относительно места совершения этого обряда - ("пред враты храма").

Священник совершает это чинопоследование в епитрахили (по обычаю).

Чин начинается возгласом "Благословен Бог наш". Состоит из одной молитвы.

В чине наречения имени полагается чтение начальных молитв (Святый Боже, Отче наш) и тропарь дня, или тропарь дневного святого (по минее). При недостатке времени тропарь можно вообще опускать, а сразу читать молитву.

Перед произнесением молитвы, священник знаменует чело, уста, и перси младенца (тремя крестообразными движениями своей рукой).

В тексте молитвы младенец называется по имени.



После прочтения молитвы, согласно указаниям нынешнего требника, священник берет младенца на руки и творит им "креста образ", глаголя тропарь Сретению: "Радуйся, благодатная Богородице Дев". (В древних греческих требниках это действие не указано). Тропарь Сретению произносился в древности не в 8-й, а в 40-й день, при воцерковлении.

Младенца следует держать на руках лежа, а не стоя, головой вверх. Большие дети на руки вообще не берутся, а подводятся к иконам в крестильном помещении.

Если крещаемых детей много, можно ограничиться только чтением тропаря "Радуйся Благодатная..." и на руки их не брать.

Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех

1. Молитвы в сороковой день по рождении младенца по смыслу указания требника должны читаться матери в этот день, предстоящей пред "враты храма" с крещенным младенцем. Такой порядок существовал вследствие того, что раньше обыкновенно крещение совершалось в самый сороковой день или же раньше — в шестой или восьмой день. Но в том же требнике предусмотрено и такое положение, что младенец еще не крещен в сорокодневный период после рождения и в этом случае все же предписывается матери приходить в храм с младенцем (готовящимся ко крещению) для вхождения первый раз после родов в храм и причащения. В таком случае (если младенец не крещен), воцерковление его совершается и он не причащается Св. Тайн, но читаются только молитвы матери.

2. В настоящее время этот порядок не соблюдается, т.к. очень часто младенцы крещаются после 40 дней от рождения, а матери их, не испытывая потребности в частом посещении храма и причащении Св. Тайн, обыкновенно ожидают времени крещения и лишь после этого приходят в храм для выслушивания сорокодневной молитвы и воцерковления младенца, хотя очень часто это происходит уже через несколько месяцев (или даже лет) после рождения.

В таком случае, конечно, молитвы, положенные читать в сороковой день, теряют смысл, т.к. послеродовой период уже давно прошел, и если подходить строго к данному вопросу, то не следует читать их, а только воцерковлять крещенного младенца. Но на практике, обыкновенно, священники не отказывают матерям, обращающимся с просьбой о молитве и читают эти молитвы.

В отношении максимального срока после родов для чтения молитв в 40-й день практика различна. Некоторые священники читают их по прошествии даже нескольких десятков лет. Правильнее поступают те, кто ограничивает срок 1-2 годами (пока мать еще кормит младенца) или же максимальный — 7 годами, так как в этот период дитя еще именуется "младенцем".

После этого срока не следует уже читать молитвы матери, положенные в 40-й день, а необходимо предложить ей (а также и крещенному) приступить к исповеди и покаяться во всех грехах, в том числе и в грехе неисполнения церковных правил и законов в отношении родильниц. Молитвы, положенные читать в 40-й день, можно читать и раньше до исполнения этого срока, если родильница очистилась раньше и если она имеет большое и горячее желание быть в храме и причаститься Св. Тайн, что особенно бывает необходимо в дни Великого поста и праздника Св. Пасхи.

3. Младенец, мать которого скончалась, должен быть приносим в храм, для воцерковления, в случае возможности, кем-либо другим. В таком случае 1-я и 2-я молитвы, предназначенные матери, опускаются, а читаются только 3-я и 4-я молитвы младенцу и совершается воцерковление.

4. Максимальный возраст для воцерковления на практике определяется различно. Но правильнее поступают те, кто ограничивает этот возраст семью годами (младенческим возрастом), т.к. по древней практике воцерковление никогда не совершалось после крещения взрослых.

5. При чтении молитв матери и младенцу уже крещенному не следует читать те места, которые говорят о крещении в будущем времени, а необходимо заменить их другими словами в прошедшем времени.

В частности рекомендуется:

1) в первой молитве "Господи Боже Вседержителю" опускать совсем вторую часть ее, начиная со слов "яко Ты привел еси е" и заканчивать эту молитву возгласом "яко благ и человеколюбец".

2) В третьей молитве (отрочати) вместо слов "да сподобився св. крещения" следует читать: "да ради св. крещения его же сподобился".

3) 4-ю молитву (последнюю) можно совсем опускать, или же только пропускать слова: "именем Христа Твоего" (включительно).

4) Обыкновенно младенцев причащают в самый день крещения, даже если это происходит до 40 дней, а следовательно, и до получения матерью сорокодневной молитвы и до воцерковления. В этом случае к причащению младенца подносит воспреемница или кто-либо другой, а не мать.

5) Если крещение совершается после 40 дней, то, обыкновенно, мать после крещения получает сорокадневную молитву, а ребенок воцерковляется, и вместе с матерью (о чем нужно напоминать) причащается Св. Тайн.

Если мать не может причаститься в день крещения и воцерковления младенца, ей нужно напомнить, чтобы она пришла в ближайшее время в храм для исповеди и причастия.

6) Если же мать при этом не присутствует, то ребенок может быть причащен и без нее, а впоследствии мать снова приходит в храм, получает сорокадневную молитву, а младенец воцерковляется и оба причащаются Св. Тайн.

7) Если же мать не может по каким-либо причинам долгое время посещать храм и получить сорокадневную молитву (длительная болезнь, отъезд из данной местности и проч.), то эти молитвы заочно (в ее отсутствие) не читаются, а младенца для воцерковления может принести воспреемница (или кто-либо другой), если нет надежды, что это может сделать сама мать.

8) Сорокадневную молитву и воцерковление священник может совершать в одной епитрахили и поручах, стоя впереди матери с ребенком. После обычного тропаря дня (который на практике опускается), священник творит рукой знамение креста над младенцем, касается главы его и читает первую молитву.

В начале 3-й молитвы священник также творит рукой знамение креста над младенцем.

9) После чтения молитв священник берет на руки младенца в лежачем положении, а не в стоячем, как делают некоторые священники, придавая неокрепшему телу младенца неестественное положение небезопасное для него.

10) Если молитвы читаются нескольким матерям, то они не повторяются, а лишь произносятся имена их. Младенцев следует воцерковлять каждого в отдельности. Младенцев, могущих сомостоятельно идти, можно не брать на руки, тем более, что это может быть и непосильно. Такими большими младенцами не "начертывают крест пред враты храма", посередине и у царских врат, ввиду невозможности это сделать по возрасту их, а лишь заставляют их креститься.

11) Мать обыкновенно следует за священником и останавливается у солеи, трижды поклоняется земно (или однажды) и ожидает пока священник положет на руки ей младенца. После отпуста мать прикладывается к Кресту. Младенца тоже следует осенить Крестом и прикоснуться им к губам или голове.

12) При чтении молитвы "Ныне отпущаеши" священник не должен заменять слово "раба" на слово "рабу" или "рабов" если воцерковляется девочка или несколько младенцев сразу.

13) В конце произносится: "Слава Тебе Христе Боже" и проч. Отпуст - малый, с упоминанием святого, имя которого носит младенец, или же отпуст праздника Сретения с упоминанием тогоже святого.

Молитва жене, егда извержет младенца

Эта молитва читается женщинам, извергшим зачатый плод или невольно, или по небрежности своей, или же преднамеренно (аборт). Если женщина родит младенца живого, хотя бы и преждевременно, и даже если он сразу умрет, то в таком случае читается не эта молитва, а обычные молитвы жене родильнице в 1-й день.

По смыслу требника эта молитва должна читаться у постели, но обычно женщины приходят в храм, иногда через несколько лет после извержения младенца.

Священник должен установить причину извержения младенца и время, а после этого может читать молитву в притворе храма, если после события прошло не более сорока дней.

На практике же многие священники читают эту молитву женщинам и после 40 дней по их просьбе и по уважению к этой молитве, в которой священник молится о прощении греха убийства (вольного или невольного).

Максимальный срок времени возможности прочтения этой молитвы на практике удлиняется до 10 лет и более. Правильно поступают те священники, которые находят возможным читать эту молитву в пределах одного года или немного больше (но не более 7 лет).

В том случае, если священник находит уместным прочитать молитву жене "егда извержет младенца" после длительного срока и если сама женщина приходит в храм, то в молитве следует опустить слова, потерявшие смысл: "днесь", а также "и возстави ю от одра, на нем же лежит".

После прочтения этой молитвы священник входит в храм с пришедшей женщиной и на солее творит малый отпуст и дает лобзать Св. Крест, после чего обязательно предлагает ей облегчить свою совесть покаянием.

Во время исповеди священник должен выяснить степень виновности кающейся (учитывая возраст ее, обстоятельства, сознательность и число подобных грехов) и дать соответствующее наставление с епитимией, взяв обещание не повторять никогда этого греха, после чего может допустить к причастию сразу. а в более сложных случаях — через некоторое время для того, чтобы расположить кающуюся к большему сокрушению о своем грехе. Если священник видит нежелание раскаяться в аборте и дать обещание не повторять абортов, он может отлучить от причастия на год. Для отлучения от причастия на более длительный срок необходимо получить благословение архиерея.

Молитвословия над оглашаемым

Для краткости это чинопоследование называют (не совсем точно) "оглашением".

Сюда входят: молитва "во еже сотворити оглашенного", 4 запрещения, вопросы и ответы с чтением Символа веры и еще одна заключительная молитва. Все эти молитвословия составляют 5-ю главу требника. Первоначально она предназначалась для "оглашаемых", т.е. для получающих наставления в истинах веры в связи с предстоящим крещением. У нас же эти молитвы читаются не только над взрослым, но и над младенцем (обычно сразу после наречения имени).

Наиболее подходящим местом совершения этого чинопоследования считается притвор, однако в практике у нас обычно молитвословия над оглашаемыми совершается там же, где и самое крещение.

Священник имеет на себе епитрахиль (по обычаю). Указанное в Требнике "совлечение и отрешение" оглашенного должно знаменовать совлечение ветхого человека. Перед чтением молитвы "во еже сотоворити оглашенного" младенец должен быть раздет и лежать в пеленках; взрослые должны быть босиком в особых длинных белых рубахах (что, к сожалению, не всегда исполняется теперь).

Начальный возглас: "Господу помолимся". Священник возлагает руку на голову оглашаемого и произносит первую, так называемую "предогласительную" молитву: "О имени Твоем, Господи Боже истины, возлагаю руку мою..." Этой молитвой пожелавший креститься вводился в разряд оглашенных (оглашаемых), вот почему она в Требнике озаглавлена: "Молитва во еже сотворити оглашеннаго". В начале первой молитвы священник дует на лицо младенца трижды крестообразно и знаменует его трижды правой рукой (от чела и до нижней части груди), а после этого возлагает руку на главу младенца, обыкновенно, во время слов: "возлагаю руку мою на раба Твоего" (и может держать ее до конца).

Вслед за ней читаются следующие далее 4 "запрещения" или заклинания. При произнесении последнего (четвертого) запрещения, священник дует на оглашаемого, произнося трижды: "Изжени из него всякого лукавого и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его".

Запрещения (заклинания) следует произносить с духовной силою.Тогда в этих молитвах твердо выразится богодарованная священнику власть отгонять духа лукавого.

Не следует совсем опускать эти молитвы, очень древние по происхождению, но в случае необходимости читать хотя бы одну из них (первую), а потом переходить сразу к четвертой.

Особенно необходимо читать эти молитвы полностью при крещении взрослых, потому что они больше, чем младенцы, находятся под влиянием диавола.

При чтении четвертой молитвы во время произнесения слов: "изжени из него всякого лукавого и нечистого духа" (вернее перед этими словами) священник дует на младенца также, как и вначале. Поднятие рук крещаемыми при отречении от сатаны не производится, хотя положено по чину.

Вопросы и ответы об отречении от сатаны и о сочетании Христу можно несколько видоизменять в русском переводе, чтобы был понятен смысл их.

Священник должен напомнить воспреемникам о необходимости выразить свое презрение к сатане дуновением и плюновением на пол, а не на ребенка, как делают это некоторые по неведению.

Символ Веры можно читать только один раз. Если воспреемники его не знают, то священник читает сам, а они повторяют за ним. Можно дать одному из воспреемников молитвенник или лист с текстом, по которому он должен читать символ.

При большом количестве крещаемых хорошо Символ Веры петь всем присутствующим при крещении.

Во время чтения Символа Веры можно уже зажечь свечи у купели и раздать их воспреемникам (если крещаемый не может держать свечу сам), предупредив их чтобы они не капнули ими на младенца во избежание ожога.

После чтения Символа Веры священник еще трижды вопрошает: "сочетался ли еси Христу" и, получив ответ: "сочетался" или "сочетались", - приглашает поклониться Ему, что выполняют воспреемники или крещаемый (если может), повторяя за священником слова: "Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".

Чинопоследование над оглашаемым заканчивается молитвой, в которой просят Бога призвать оглашаемого к просвещению, сподобить его великой благодати святого крещения, обновитьдля жизни вечной.

Как видно, все это чинопоследование "о оглашенных" включает разные моменты некогда довольно продолжительной подготовки оглашаемого к крещению, от момента вступления его в разряд "оглашенных" до времени непосредственного приуготовления к самому совершению таинства.

При крещении младенцев нет никакой надобности делать разрыв между чинопоследованием, и самим крещением, т.к. младенец, само-собою понятно, — не получает никаких наставлений в вере.

Но крестить взрослого, который ничего не знает о Христе и не уверовал в Него, нельзя. Для взрослого необходимо хотя бы самое краткое оглашение с раскрытием основных истин о Боге, о назначении человека, о грехе и об избавлении от него чрез Христа, о Церкви Христовой, о значении крещения, о причащении, о жизни вечной. Оглашаемый должен понимать и сознательно читать Символ веры.

Надо знать ему также молитву Господню.

Взрослому надо посоветовать приготовить себя к крещению постом и молитвой.

Искреннее раскаяние во грехах и желание начать христианскую жизнь является важнейшим условием действенности крещения. "Если телом ты здесь, но не здесь мыслью, — говорит св. Кирилл Иерусалимский приступающему ко крещению, — то нет в этом пользы. И Симон волхв приступал некогда к купели сей. И крестился, но не просветился". И еще: "Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить".

Св. Григорий Нисский о принимающих крещение только формально, наружно говорит; что они сами себя вводят в обман. "Хотя смело будет сказать, однако и не откажусь, что для таковых вода останется водою".

Эти и другие выдержки из отцов Церкви, приведенные патриархом Сергием в его труде "Православное учение о спасении", говорят об исключительном значении подготовки взрослого к крещению.

Особые чинопоследования при оглашении взрослых

В древности было одно общее чинопоследование для всех оглашаемых, именно то, которое изложено в Требнике и о котором была речь выше.

Но в позднейшее время были созданы особые чины для оглашения взрослых: а)иудеев, б)магометан, в)язычников, принимающих христианство.

В Требник эти более поздние чины не вошли, они печатаются особыми изданиями, которые появились у нас в России в царско-синодальное время. Есть несколько таких изданий; они носят название: "Книга чинов присоединения", или "Чинопоследование соединяемых" или еще иначе: "Чин, како приимати..."

В этих изданиях говорится о трех предварительных действиях, связанным с приготовлением оглашаемых к крещению. Эти действия названы "оглашениями", и предназначены для оглашаемых иудеев, магометан, язычников.

Порядок первого такого "оглашения" включает отречение присоединяемого от заблуждений своего прежнего исповедания. Во время второго "оглашения" присоединяемый исповедует догматы Православной Церкви и клянется их хранить. Третье "оглашение" совпадает с чинопоследованием оглашаемых, изложенным в Требнике.


5224706534821076.html
5224739739098394.html
    PR.RU™