Мифы Платона даются в переложении Гурьевой Анастасии, Р-26081, 2007/08 уч.год.

"В первом своем мифе, мифе о «колеснице» Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (то есть разбивает душу человека на два вектора: благородное и низменное начало), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»). Здесь у Платона просматривается восточно-индуистский мотив инкорнации души, в зависимости от того, сколько душа видела в поднебесном мире, такая учесть уготовлена человеку, которому будет она принадлежать. Тело человека это оковы для души, так как у него существуют потребности, ему необходимо отдыхать, а душа находится в постоянной динамике, поэтому ей необходима свобода. Платон пытается объяснить все человеческое существование через душу, но в современной психологии понимание души начинает исчезать. Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика). Три основные начала души рассматриваются как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели.

В труде «Государство» Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.



В мифе об Эроте Платон с момента рождения Эрота подчеркивает его двойственную природу. Эрот – единство противоположностей, он противоречив. Он всегда «беден… груб и неопрятен … как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее». Эрот – это стремление к благу, а так как мудрость выступает как самое прекрасное благо, то Эрот «всю жизнь занят философией…». Эрот не только порождает мир, но порождает и его многообразие, выполняя при этом функцию связи, заполняя «промежуток» между богами и смертными так, что «вселенная связана внутренней связью». Для Платона суть Эрота заключается в его творческой силе, которая пронизывает всех людей. Смертная природа желает обрести бессмертие, оставив посредством рождения новое свое подобие. В этот акт включается как воспроизводство потомства, так и любовь к творчеству. Мне кажется, именно понятие творчества является у Платона основой для классификации людей. Так, большинство людей, как и животные, пытаются деторождением приобрести счастье и бессмертие, «беременные духовно» развивают в себе «разумение и прочие добродетели», именно такие люди составляют элиту общества. Эрот делает человека творцом, созидателем. Мне кажется, уже само стремление любить есть активно выраженное стремление к совершенствованию себя и окружающего мира, условием чего выступает вечное стремление к прекрасному и благому.

Эрот, воплощая в себе стремление к единству и гармонии, реализуемое в каждом человеке в качестве стремления к самосовершенствованию, объединяет в себе земное и небесное, материальное и духовное. Для того, чтобы соединить намеченные противоположности, Платон вводит в свою концепцию идею Красоты – идею гармонического единства высшего и низшего, определяя путь ее познания. Как известно, Платон является сторонником принципа элитарности знания. Однако Эроту как богу способен поклоняться каждый человек, независимо от степени своего духовного и интеллектуального развития. Следствием этого является выдвинутый Платоном многоступенчатый путь постижения идеи Красоты. Так, начав с отдельных проявлений прекрасного, человеку «надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же? Идеально-прекрасное, прекрасное в его максимальном выражении! Мне кажется, познание Красоты для Платона есть путь служения идее любви. Красота – это не статическое понятие, но активный процесс познания, восхождения.

Таким образом, человек, прославляя Красоту, стремится от созерцания отдельных материальных объектов к постижению духовных ценностей. Результатом этого восхождения является созерцание идеи Красоты. Знание же сущности Красоты необходимо человеку для осознания своего творческого потенциала. Каждый человек способен творить прекрасное с разной степенью успешности, но все же не каждый может познать суть Красоты. В качестве средства, способствующего этому познанию, выступает Эрот. Именно с его помощью человек может войти в царство Красоты и «припомнить» суть мира идей, находясь в смертном теле. Платон говорит, что это «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия… Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным."

Произведения Платона отличают прекрасный стиль, выдержанная композиция, живой, полный неожиданных поворотов и напряжения диалог, а также поэтическое воображение и полет мысли. Они стали образцом философского диалога, нашли многочисленных подражателей и оказали огромное влияние как на европейскую философию, так и на литературу.

Вашему вниманию предлагаются фрагменты из сочинений Платона. Следуя Сократу[66], Платон свои мысли излагал в форме диалога. Благодаря этому, спустя более чем два тысячелетия, мы ощущаем живой эмоциональный тон мыслительной работы, энергию живой совершающейся мысли. В своих сочинениях Платон не просто ставит и решает те или иные философские проблемы, он дает нам чистый образец того, что есть философское рассуждение само по себе, что за мир открывается философскому размышлению, и каково значение обращения души человека к миру умопостигаемого.




5222978044612095.html
5223060925816027.html
    PR.RU™