В ручьях обитали русалки, их тоже задабривали подношениями.

« Анимизм в обеих своих формах был религией, поскольку он учил человека признавать силы высшего порядка и вступать с ними в общение; он был религией, так как содержал в себе философское начало (объяснение человеку смысла бытия), нравственное (зависимость благосклонности высших сил от личных добродетелей человека). Все сущее происходит из земли, но происходит лишь потому, что с неба на нее льется и оплодотворяющий дождь, и зиждительный теплый свет. Отсюда представление о земле, как оплодотворяемом, и небе, как оплодотворяющем начале, причем небу сопутствуют туча (созданная им, по наивной метеорологии тех времен, из себя, а не из земли) и солнце.

Вид на «Мокошь» с внутренней стороны комплекса.

Итак, Небо и Земля ≈ супруги.

Земля предвечна и вечна, Небо изменяется во времени и со временем погибнет. На это представление наводило наблюдение ежедневной и ежегодной борьбы между Небом и исходящим от Земли мраком. Как ко дню относится год, так к году относится "великий год": в его начале Небо возникло и основало свое царство: в его конце Небо погибнет в новой борьбе с сынами Земли (гигантами) и начнется новое царство Земли и мрака. Но и оно не будет вечным: тот же Солнце-богатырь , который приносит новое утро после ночи и новую весну после зимы, принесет и новое великое лето. Так был создан первый крупный миф.

Земля ≈ источник всякого знания; Небо от нее зависит. На первое представление должно было навести человека:

а) признание предвечности Земли,

б) безошибочность "инстинкта" в животной жизни и

в) приписываемая природным душам вечная сила; на второе ≈ признание временности Неба. Знание Земли ≈ это предвечная пряха; ее решение тяготеет над Миром.

Усилия предотвратить гибель мира; эта часть мифа, необходимая для того, чтобы выразить неотвратимость гибели, служила в то же время для того, чтобы выяснить смысл существования человеческого рода. Пророчество Земли гласит: только человек из божественного семени мог бы спасти богов.

Для этого требуется:

1) чтобы человеческий род был создан;

2) чтобы он был облагорожен сообщением огня;

3) чтобы Бог снизошел к смертной и сделал ее матерью будущего своего спасителя.

Избавителю обещаны божественность и богиня в супруги в случае успеха; но в решающую минуту он забывает о своей небесной любви ради земной и падает жертвой своей измены. Дуализму Неба и Земли соответствует коренной дуализм небесного и хтонического начал, ярко отразившийся на культах. В области хтонического начала главным прогрессом было представление о царстве теней, сменившее прежний анимизм: очень вероятно, что это представление возникло под влиянием обычая сжигания трупов. Царство теней представлялось на далеком западе, там, где солнце заходит; изгнанные туда души перестали внушать страх, что привело к смягчению некоторых последствий анимизма (так, кровавая месть перестала быть обязательной; ее сменила вира). Общее миросозерцание этой первой сознательной религии было грустное; над царством богов тяготела неотвратимая гибель, людей ждала смерть и одинаковое для всех царство теней. Есть награда за добрые дела и кара за злые, но только в земной жизни, по воле богов; эта воля, однако, несвободна, над ней тяготеет Вечная пряха. Таким путем нравственный элемент проникает в религию. Рождается вопрос о происхождении зла: неминуемость гибели Небесного бога приводит к мысли, что он и есть первопреступник; преступление усматривается в том, что он основал свое царство, низвергнув силы Земли, из которой он произошел сам. "Сын победил своего отца" ≈ это камень преткновения для позднейших мыслителей. Общение племен ведет к тому, что возникшие отдельно мифы сплетаются; младший бог, бог-сын является обольстителем всех тех смертных жен, от которых он хотел родить себе спасителя; космогонический смысл этих браков, вследствие их множества, стушевывается, они являются простыми любовными приключениями ≈ второй камень преткновения. (Под влиянием именно такой религии - религии Зевса сложились древнейшие поэмы греков, особенно "Илиада", но их теперешняя редакция относится уже ко времени, когда возникли те более новые религии, которые значительно изменили первоначальный смысл религии Зевса. Эти религии принадлежат одним только грекам и не находят себе параллели у других народов). Новая религия возникла тогда, когда известная нам "матка" праздника дожинок была приведена в связь с хтоническим элементом. Одна и та же земля принимает и зерна хлеба, и души умерших; это сближение, залог вечной жизни также и для человеческой души, нашло себе мифологическое выражение в отождествлении Лели, дочери Лады, с Мореной, царицей теней. Змей похищает Лелю; Лада безутешно ищет свою дочь; боги определяют, чтобы Леля жила попеременно то у супруга, то у матери. Важным в этом мифе был факт "возвращения "; этим была разорвана вечная завеса между царствами живых и мертвых. Отныне Лада и Леля знали о том, что происходит на том свете; а зная это, они могли научить этому и людей».



Имена Лада, Леля, Морена – условны;


5222670094291279.html
5222723304144350.html
    PR.RU™